Что такое эндуро?

Что такое эндуро?

Когда слышишь слово эндуро, почему-то в воображение прямо заезжает некий кроссовый мотоцикл. Это конечно так метафора, потому что мотоциклы для эндуро – это мотоциклы для эндуро. Если брать этимологию понятия, то становится понятно, что это довольно тяжелое состязание, так как «endurance» с английского – есть «выносливость». Выросли соревнования как раз из испытаний техники, и первое такое состязание провелось аж в 1902 году. Но это все лирика.

Велоэндуро появилось сравнительно недавно. По-простому говоря – это смесь кросс-кантри и даунхилла. Причем смесь полноценная, так как вам придется апхиллить на двухподвесе с ходом 140-160 мм. Испытание уж точно.

Горный велосипед прогрессирует и становится все более экстремальным, так что даже от топ уровня крос-кантри проникаешься уважением к райдерам, даже без учета любимого стиля катания. Даунхилл образца десятилетней давности сильно отличается от уровня этапа в Леоганге 2016 года. А все дело в том, что людям хочется иной раз погонять по лесным закаулкам, подняться в горку, съехать в каньон. А при этом иметь десять велосипедов на каждый случай жизни не очень-то надо. Вот тут и приходит эндуро. Так что смело можно заявить, что эндуро напрямую связано с эволюцией велосипеда, как снаряда.

Основу новой дисциплине составило разумеется мотоциклетное эндуро, и было это во Франции в 2003 году. Главная отличительная черта эндуро – это отсутствие контроля времени на подъемах и контроль времени на спусках. Гонка включает в себя несколько этапов – в Тибо 10 этапов, в итальянской супер-эндуро серии 4 этапа, маленькие гонки могут быть с меньшим количеством этапов. Кто по сумме этапов показывает лучшее время, то и выигрывает гонку.

Еще один важны аспект – это единая трасса для участников. Юниоры и элита гоняются в одном направлении, разве что могут быть добавлены несколько спецучастков, но не факт. Однако рискуют все, как профи так и любители. Плюс ко всему, так как в разных категориях гонку проходят последовательно, трасса может быть несколько «ушатана» после скажем эффектного прохождения «элитой». Вот вроде и минус закрался. Но это издержки.

Теперь про трассу. Даунхилл – важная составляющая, без которой эндуро не эндуро. UCI следит за этим, так что подконтрольные спецучастки проектируются теми же строителями, что проектируют трассы для даунхилла. Во Франции апхиллы составляют лишь 10-15% от общей протяженности трасс, но это не точная цифра и базируется на ощущениях от поездки.

Что касается экипировки, тут тоже все не просто. Если в даунхилле фулфейс обязателен, то в эндуро есть и полушлема. Пока в ряде стран, как например в Великобритании, фулфейс не является обязательным.

Все больше спортсменов выходят из даунхилла в эндуро. Так вот буквально недавно Сэм Хилл в Enduro World Series #7 приехал таки первым и скорее всего с 2017 года полноценно перейдет в эндуро. Однако два дня он отпедалировал на «топталках», а не на «контактах». Так даунхилл или эндуро все-таки?

В России эндуро тоже развивается. Большая часть локальных контестов, это конечно MiniDH, но активно функционирует Российская эндуро серия в 5 этапов. В начале октября 2016 года состоится первая эндуро-многодневка в Геленджике. Событие знаковое, но все же это скорее проба пера, чем полноценный контест. Участников будет порядка 60 человек.

Если гравити-велоспорт в России достаточно инертен в своей поступи по полям да отрогам, то с развитием масс-медиа до людей стало гораздо проще достучаться. А значит и новинки с новостями долетают до нас значительно быстрее. А ведь хочется кататься так же здорово как там, за бугром. Так ведь и коммерсанты не дураки – пытаются заработать, завышая цены на буржуйские железки до потолка, а мы покупаем все на Chainreactioncycles или Bike-components. Потом конечно цены будут снижаться, приедут сюда зарубежные инвестиции, начнут строить трассы, их сертифицируют UCI и мы войдем в мировую серию как полноправный ее участник. Сами понимаете – процесс долгий и сложный, но он уже запущен, что радует.

19.09.2016