Как подобрать лонгборд?

Как подобрать лонгборд?

Скейтборд и лонгборд состоит из одних и тех же компонентов. Выбор характеристик определяется только стилем катания.

1. Дека
2. Подвески (траки)
3. Колеса
4. Шкурка
5. Бушинги (амортизаторы)
6. Подшипники
7. Подкладка, винты, аксессуары

Выбор деки

Дека как правило исполнена из кленовой фанеры. За исключением круизеров и топовых логбордов. В мини-круизерах в последнее время используют пластик, а в некоторые модели лонгбордов в прослойки фанеры добавляют стекловолокно. Ряд топовых моделей лонгбордов изготавливают также и из бамбуковой фанеры. Для скейта формы дек почти не отличаются, за исключением ряда параметров:

Глубина – или "конкейв" – прогиб доски у краев вниз относительно нулевой точки на горизонте по положению доски относительно поверхности земли.

Длина и ширина – длина влияет на колесную базу, а ширина важна при выборе деки относительно размера ноги райдера. Самая распространенная ширина 8”. В случае с лонгбордом все интереснее. Как правило, длина деки колеблется от 30 до 40 дюймов, а количество слоев фанеры от 6 до 9.

Ключевые параметры при выборе деки для лонгборда:

  • Форма

  • Способ монтажа подвески

Существует несколько основных форм дек:

1. Пинтейл (Pintail) Всем знакомая форма лонгборда. Длина может варьироваться от 28 до 40 дюймов, но характерной чертой будет зауженный хвост.

2. Кик-тейл (kick-teil). Длина может быть различна, но хвост скруглен и чуть приподнят. С таким хвостом «щелчок» лучше и доска проще выводится в «олли»(попросту прыжок на доске).

3. Доски для фрирайда и даунхилла имеют довольно привычную уже глазу форму с небольшой разницей в технических характеристиках. Они жестче и шире, так как жесткая доска стабильнее на скорости,а широкая лучше выходит в слайд. По краям доски можно увидеть вырезы, которые обычно предназначены для колес. Если не использовать подкладку, то большие колеса будут тереть деку на поворотах. Собственно подвеска выходит за края этих вырезов в силу длины. Отличия можно встретить в способе установки крепления – drop platform и drop trough. В первом случае подвеска крепится традиционно (top mount), а во втором через вырезы в деке устанавливается сверху. Это необходимо, чтоб снизить дорожный просвет и прибавить стабильности на скоростных спусках. Деки для даунхилла могут быть очень сильно занижены – double drop, например. В этом случае основная часть деки идет с небольшим провалом между местами крепления подвески.

4. Доски для круизинга могут иметь различные формы и размеры. Это не сказывается на качестве езды. Маленькие доски по форме чаще всего напоминают рыбку – как Penny Board. Могут быть деревянные и пластиковые – их еще именуют пластбордами для простоты понимания. Хотя некоторые большие круизеры, навроде деки с размером 9 на 28 дюймов, могут спокойно использоваться в стрите и в пулле.

Выбор подвески

Так к слову – "подвески" и "траки" это одно и то же. Просто понятие "траки" происходят от одноименного "truck".

Подвески отличаются по ширине, углу наклона, высоте и типу «кингпина»(осевой болт вращения частей подвески). Подвеска состоит из базы (base plate), вешалки (hanger), осей (axle) и кингпина (kingpin). Вешалка с осями с помощью кингпина крепится к базе через два уретановых кольца, называемых бушингами. База – это место крепления подвески к деке.

Ширина подвески влияет на стабильность при скоростном управлении, а так же при приземлении (в случае со скейтом). Узкие подвески более вертлявые, и встретить их можно в основном на мини–круизерах и пластбордах.

Важно: размер подвески определяется по длине оси или длине вешалки. По всем правилам хорошего тона подвеска по осям должна быть не уже деки. Но это актуально в основном для скейтборда. У лонгборда подвеска часто шире деки, а у круизера наоборот уже.

Три типа высоты – high, mid и low. Середина, они и есть середина. С помощью подкладки среднюю по высоте подвеску можно сделать выше, а без подкладки вполне приемлемо для всего. Чем ниже подвеска, тем стабильнее скейт на приземлении. Для лонгборда подвески в основном высокие.

Угол наклона подвесок для скейта в основном колеблется в пределах 20 градусов.

Для лонгборда стандартная середина 50-52 градуса. Чем меньше угол наклона, тем меньше маневренность, но выше стабильность на скорости. То есть в даунхилле предпочтительнее использовать более маленький угол, но это требует большого профессионализма и хороших дорог, поэтому такие подвески используют далеко не все.

По типу крепления кингпина есть два стандарта – standart kingpin и reverse kingpin. Стандартный используется в скейте и круизинге, а обратный в карвинге и даунхилле. Все потому, что reverse kingpin позволяет увеличить угол наклона подвески в большую сторону, тем самым повысив маневренность аппарата.

А дальше идут модификации. Подвески от Sector9 Gullwing Sidewinder, например, снабжены дополнительным кингпином для увеличения маневренности в карвинге – double kingpin.  А Carver вообще между вешалкой и базой засунули здоровенный рычаг на пружине – в соответствии с моделью лонгборда C7, называется он C7 Surf Truck. Вообще доски Carver использует сборная США по серфингу  для тренировок.  Такая подвеска может развернуть лонгборд чуть ли не на 180 градусов с места. Так что этот Carver не для карвинга, уж простите за тавтологию.

Выбор колес

При выборе колес надо учитывать два параметра – размер и жесткость.

Размер в свою очередь характеризуется шириной и диаметром. Ширина колеса определяет пятно касания, диаметр – накат и скоростные качества. Колеса изготавливаются чаще из PU (полиуретана), реже из PVC (поливинилхлорида).

  • Маленькие колеса – от 50 мм – традиционно используют для скейтборда. Маленькие колеса стабильнее на приземлениях, но менее скоростные в силу размера. Как правило жесткие – 99А или 100А.
  • Колеса большего диаметра – от 60 мм – используют в круизерах или скейтбордов для стрита и рампы. Жесткость может быть поменьше – 80А, 92А. Колеса для скейтборда в отличие от колес для лонгборда отличаются скругленными краями и маленьким пятном касания.
  • Совсем большие колеса от 70 мм – это уже колеса для круизера и лонгборда. Такие колеса могут быть с пластиковым сердечником и без, они могут быть центрированные (в поперечнике) или центр может быть смещен к внутренней стороне колеса, могут быть со скругленным профилем или с острым углом.
Для даунхилла важно большое пятно касания и умеренная жесткость – до 95А, чтобы без ущерба скоростным качествам проглатывать маленькие неровности на дороге.

Для карвинга лучше брать колеса пожестче и со скругленными краями – лучше выходит в слайд.

Шкурка

Шкурка или grip tape – самоклеящийся с одной стороны и шаршавый, похожий на наждак, с другой, материал. Отрезается от рулона и клеится на деку, в дальнейшем подрезаясь по форме деки. Шкурка бывает разной зернистости, но в целом не классифицируется таким образом, так как технологии производства остаются за производителем. Все скейтборды и ряд лонгбордов нуждаются в шкурке. Пластборды имеют рифленую поверхность, но для Penny Board выпускают шкурку небольшими кусочками, уже вырезанными по форме.

Для чистки шкурки используют специальные «ластики», но учитывая постоянное загрязнение в этом нет большой необходимости.

Бушинги

Бушинги (bushings)  - это толстые прокладки из PU, которые ставятся в подвеску между базой и вешалкой через кингпин, по обоим сторонам от вешалки. Имеют те же характеристики жесткости что и колеса. По форме и высоте могут быть различны, но привязки к скейтборду и лонгборду нет. Жесткость подвески определяется как раз характеристиками жесткости бушингов. Мягкая подвеска более отзывчива в управлении, жесткая более стабильна. Так же мягкая подвеска поглощает ряд неровностей дороги, в то время как жесткую может колбасить. По форме самые частые формы – конусы и бочки. Ряд подвесок вообще не используют бушинги. Механизм амортизации содержит пружины, у таких производителей как Seismic и OriginalkSateboards.

Подшипники

Еще одна фундаментальная часть – подшипники. По большей части все подшипники стандартны по отношению к осям и колесам. Только на лонгбордах помимо стандартной 8мм оси может быть 10мм. Характеристики подшипника определяет индекс ABEC – 3,5,7,9 и т.д. Это число определяет диаметр шариков в подшипнике и их количество соответственно, учитывая что размер корпуса неизменен. Подшипники с высоким числом ABEC более скоростные, но в силу размера шариков более хрупкие.

Для парковых скетборд дисциплин, с изобилием прыжков и флипов, лучше брать ABEC-3, ABEC-5, ABEC-7. Круизер можно начать с ABEC-5. Существуют так же керамические и гибридные подшипники. В гибридном подшипнике один шарик керамический и служит для охлаждения корпуса подшипника. Надо понимать, что скоростные качества подшипника и качества материала будут проявляться на высокой скорости, начиная с 3000 об./мин. В обычной городской езде разница будет только в долговечности и прочности при ударных нагрузках.

Аксессуары

Винты, подкладки, ластики и пр. все же являются дополнительными аксессуарами, но без винтов подвеску не прикрутить. Но заострять внимание на выборе винтов не надо. Они отличаются по длине, определение которой зависит от того используете ли вы подкладку или нет.

Подкладка – это пластиковая прокладка между декой и подвеской по размеру посадочного места базы. Она нужна, чтобы увеличить дорожный просвет и поднять центр тяжести. На скейтборде это увеличит высоту «олли», но понизит стабильность на приземлениях, так что это может быть необходимо для любителей «погриндить» (скольжения по перилам и фигурам) и в пулле. В то же время при наличии больших колес и низкой подвески, во избежании трения колес  о деку при повороте, деку надо поднимать.

Ластики это специальные резинки для чистки шкурки. На самом деле это не очень важный элемент, но в случае когда шкурка наклеена на заводе фигурными кусочками, все же хочется сохранить ее долговечность. На скейтборде дека ломается раньше чем стирается шкурка.

Эпилог

Учитывая все вышенаписанное, можно сделать вывод, что на самом деле все довольно универсально, но в то же время индивидуально, так как можно собрать жуткого монстра вообще мимо правил и стандартов, но вполне возможно это привнесет что-то новое в дисциплину или поможет развить новый навык.

19.07.2016