Как выбрать велошлем?


Допустим вы ехали и ехали себе по городу на любимом велосипеде. Смотрите по сторонам, а мимо вас проезжают ребята на BMX, взрослые дядьки на фрирайдных двухподвесах – все в шлемах. Едете дальше, а мимо вас пулей пролетает пожилой атлет на шоссейнике, и , черт побери, тоже в шлеме. А погода хорошая, солнышко светит, голову не печет. Вы только вчера себе купили новенький кросс-кантрийный Author, для того чтобы совершать вечерний моцион, и сегодня в такую хорошую погоду решили с пользой для здоровья и настроения провести время. В магазине вам сказали, чтоб вы обязательно поставили багажник, крылья, купили замок и набор ключей. Вы все купили и теперь думаете, что ничего вам не помешает наматывать километраж и стремительно пролетать мимо пешеходов, поражая всех своей физической подготовкой. Cамое время задуматься о том как выбрать велошлем. Давайте-ка разберемся что к чему.

Типы велошлемов

Для начала надо определиться как вы все-таки хотите кататься и где. От этого зависит выбор типа шлема. Они встречаются повсеместно, во всех магазинах, так что проблем с поиском не возникнет.

Шлема для кросс-кантри и шоссе

Эти велошлема в простонародье еще называют – «курага». Они защищают верхнюю часть черепной коробки, где базируется головной мозг. Большое количество вентиляционных отверстий обеспечивает хорошую циркуляцию воздуха и проветриваемость, что сохраняет голову свежей. В ряде моделей есть подгон по размеру в затылочной области, который утягивает внутреннюю часть шлема, обеспечиваю плотную посадку. Амортизационные мягкие вставки легко снимаются и стираются при необходимости. 

Кросс-кантрийные шлема отличаются от шоссейных только наличием козырька у первых и более широкой затылочной частью. Отсюда и разница в весе. Шоссейный шлем может весить 300, а то и 200 грамм. С другой стороны, такое деление достаточно условно и зависит от конкретной модели и предпочтений велосипедиста.

С недавних пор с развитием эндуро, стали выделять и соответствующие велошлема. Они как правило большего размера, вентиляционные отверстия чуть меньше и затылочная область еще больше. К ним применяются более строгие стандарты безопастности, так как эндуро в ряде случаев можно назвать агрессивным кросс-кантри.


Шлема для BMX и скейтбордов

В простонародье – «котелок». Этот шлем обычно используют скейтеры, любители BMX, как, впрочем, и любые приверженцы урбанистического фристайла. Этот шлем представляет собой конструкцию, закрывающую верхнюю часть головы, оставляя открытым лицо и шею. Он глубже кросс-кантрийного шлема, ровный, без аэродинамических углублений, с небольшим количеством вентиляционных отверстий. Часто производители шлемов делают подобный тип универсальным – и зимний и летний. Достаточно просто снять съемные «уши» и можно спокойно кататься летом. Требования к безопасности здесь идентичны.


Шлема для даунхилла и гравити дисциплин

Он же «фулик» или «фуллфейс»(fullface – англ.), что дословно означает «всё лицо». Этот шлем закрывает всю черепную коробку, оставляя открытым только область шеи и глаз. Такой шлем применяют любители скоростных спусков и стилей катания по пересеченной местности на большой скорости. У него значительно хуже обзорность, чем у предыдущих, зато уровень безопасности выше. Длинный козырек спасает от веток, то и дело норовящих повредить органы зрения, а защита лица от неожиданного прямого столкновения с неподвижным предметом, заставляя вспомнить 3-й закон Ньютона. Защита лица находится с довольно приличным отступом, чтобы создать пространство для демпфирования при прямом столкновении. В противном случае неудачливый райдер воспринял бы всю тяжесть плотной материи всей поверхностью лица непосредственно через шлем, вероятно повредив бы челюсть.

Отдельного внимания удостоим комбинированные шлема со съемной лицевой частью. Давайте по честному – это все же не «фулфейс». Съемная защита лица спасет разве что от веток. При прямом столкновении он, пожалуй, развалится именно вместе сочленения съемной части с основной, так что уровень защиты остается как у «котелка».


В трековых гонках применяются аэродинамические велошлемы, рассчитанные под «лежачую посадку». Они как правила закрывают всю голову и шею сзади, оставляя открытым лицо, а при скоростной «лежачей посадке», в которой трековый велогонщик проводит большую часть времени, прилегают к области шеи, повышая аэродинамику спортсмена. На самом деле аэродинамические дополнения не разгоняют велосипедиста до скорости пули. Их задача снизить давление воздуха, что позволило бы спортсмену сохранить силы для финишного рывка


Теперь о том из чего шлем состоит

Внутренняя часть выполнена из плотного пенного материала. Формулы таких материалов держатся в строжайшем секрете, так как именно физические свойства этого материала и обеспечивают поглощение силы удара. Так, например, Kali использует комбинированные пены разной плотности, чтобы рассеять силу удара. Внешняя часть велошлема, она же «скорлупа», первой встречает удар. От нее зависит целостность конструкции шлема и ее изготавливают из пластика, карбона и различных композитных материалов. Ну и различные амортизирующие подушечки, расположенные в местах непосредственного прилегания к голове, изготавливают как правило из поролона, геля или пены EVA в различных сочетаниях.

Если вы думаете, что теперь знаете все, и знаете как выбрать велошлем, то не обольщайтесь. Посмотрев на шлем изнутри, вы увидите целую кучу наклеек с незнакомыми аббревиатурами.  Это стандарты безопасности. Давайте немного о них.


Стандарты безопасности

Первое, о чем хочется сказать, так это о том, что не существует специфических стандартов безопасности для велошлемов. Стандарты едины для мото и велошлемов. И если шлем не прошел стандарт безопасности – уже не важно мото это или велошлем. С другой стороны к шлемам для мотоциклов применяют более жесткие требования по скорости и силе удара. Именно поэтому ряд требований не применимы, что дает не чистым на руку производителям выпускать некачественные велошлема.

Итак, актуальные стандарты: единый европейский стандарт ECE 22.05, американские DOT и Snell и новый английский стандарт SHARP.

Коротко том как собственно происходит тестирование: шлем, надетый на имитацию черепной коробки с различными акселерометрами, измеряющими силу удара, подвергают различным механическим воздействиям на разные плоскости – бросают с большой высоты, на ровную площадку или на элементы с маленькой площадью, в различные части шлема и т.д.


Единый европейский стандарт ECE 22.05

Этот стандарт принят более чем в 50-ти странах, в том числе и во всем Евросоюзе. Основная идея этого стандарта: нет ни одного шлема, который бы защищал одинаково хорошо на различных скоростях при различной силе удара. Этим стандартом сертифицируют шлема для соревнований AMA, CCS, FIM, Formula-USA и WERA. Нагрузки при испытаниях пытаются приблизить к реальным условиям. Во-первых, внутри имитатора головы человека используется 3D-акселерометр, что позволяет измерить нагрузку в различных участках. Во-вторых, утяжелители подбирают под размер шлема, что делает поправку на разный вес человека, в соответствии с пропорциями тела. Вес человека разумеется будет влиять на последующие повреждения и нагрузку. И в-третьих, партия шлемов отправляется на тестирование до выхода продукции на массовый рынок, что избавит покупателя от приобретения некачественного продукта. Нагрузки при тестированиях – до 275G.


Американские стандарты: стандарт министерства транспорта DOT и Мемориальный Фонд Snell (SMF)

Между этими стандартами существуют два основных различия: в процедуре тестирования и обработке результатов. Министерство транспорта тестирует свои шлема дважды, в четырех типах нагрузки. Шлема бросают на плоскую и сферическую поверхность с двух высот – 183 и 137 см. Snell делают то же самое, только на других высотах – 304 и 228 см. Плюс ко всему они добавляют в свои испытания основание с острыми гранями. Хотя процедуры тестирования одинаковые SMF подвергают шлемы более серьезным нагрузкам. Второе отличие – DOT предполагает, что производитель самостоятельно тестирует свои шлема, и при соответствии требованиям, маркирует соответствующе и изделие. SMF же обязует производителя предоставить пять образцов шлема на тестирования, где четыре будут подвергаться процедуре проверки, а пятый останется в фонде. Если образцы проходят тестирование, то компания-производитель заключает договор с SMF, что позволяет фонду закупать шлема до выхода партии, позволяя отслеживать контроль качества производимой продукции.


SHARP

Этот новый стандарт был внедрен Министерством Транспорта Великобритании относительно недавно, только непонятно зачем, так как она всецело поддерживает ECE 22.05. На официальном сайте можно увидеть описание процесса тестирования. На утяжелитель, имитирующий голову и снабженный различными датчиками надевают шлем и тестируют его, роняя с различных высот, аналогичных стандартам Snell, DOT и ECE 22.05. Удары происходят об плоскость сферическую, ровную и с острыми гранями различными участками шлема, измеряя при этом нагрузку. В конечном итоге мы получаем солянку из всех вышеописанных стандартов. Вот правда изделия подвергаются нагрузке с пределом в 300G, что даже при наличии суперпрочного шлема явно несовместимо с жизнью.

Это были единые международные стандарты. А что касается локальных, таких как JIS, SG, KS G7001, TIS, PSB, SIRIM и CNS, так это все азиатские стандарты. Появление этих стандартов обусловлено переносом производств в восточную часть Евразийского континента. Эти стандарты внедрены Министерствами соответствующих стран, что говорит о том, что требования могут быть различны. Однако все они первоначально основаны на основных стандартах DOT, Snell и ECE 22.05.

С другой стороны, к велосипедным шлемам предъявляют не такие серьезные требования, хотя бы потому что велосипед по сути не является участником дорожного движения, а все его действия делаются на свой страх и риск. При этом падение велосипедиста на проезжей части, чревато поломкой всего велосипедиста, так что шлем один будет малоэффективен. Локальные стандарты подразумевают самостоятельное тестирование производителем, подтверждая таковую возможность на стадии начала работы производства и в процессе регулярных проверок контролирующим органом.


И последнее - почему не стоит носить мотоциклетный шлем?

Вот вы нашли шлем, сертифицированный DOT и ECE 22.05 и приобрели его. Эти стандарты в комбинации друг с другом, говорят о том, что шлем действительно спасет вам жизнь, но вот в каких условиях. Представьте себе, что влетите вы на скорости 40 км/ч в бетонную стену в шлеме весом в 1,5 кг, жестким, как Царь-колокол. Этот шлем не воспримет крайне малую нагрузку и просто передаст вам ее, так как он рассчитан на удары большей силы. Сотрясение мозга гарантировано.

Надеемся наши советы поведали вам немного нового и теперь вы знаете как выбрать велошлем, и не ошибетесь. Единственно верный способ ориентироваться не только на стандарты, но и на конкретные отзывы и известность бренда. Так, например Kali, Fox Racing, 661, Alpinestars и другие компании, занимаются производством не только вело, но и мотоэкипировки. Это означает, что их производственные мощности ориентированы на стандарты DOT и Snell как минимум, что дает какую-никакую уверенность в качестве выпускаемой продукции.

Берегите голову.

15.03.2017