Стандарты кареток

Не так много времени прошло с того момента, когда параметры кареточного соединения, такие как, длина оси, диаметр, ширина и, в отдельных случаях, резьба (английская BSA или итальянская), были ключевыми. Но на сегодняшний день может показаться, что существует так же много различных стандартов, как и самих производителей. Но не пугайтесь. Мы нашли все эти стандарты и описали их.


Вот стандарты кареток, которые существуют на сегодняшний день:

  • классическая резьбовая каретка

  • BB90/BB95

  • PF86/92

  • BB30

  • BB30A

  • PF30

  • BBright

  • BB386 EVO

  • T47


Классические резьбовые каретки



Идея современных резьбовых кареток с внешними чашками не так уж и нова. Фактически их история уже укладывается почти в два десятка лет. Революционные в свое время шатуны Sweet Wings от Крэйга Эдвардса и новаторский концепт Magic Motorcycle Алекса Понга являются прародителями этого стандарта.

Идея этой каретки довольно проста. В отличие от каретки-картриджа, где подшипники находятся в ее корпусе, здесь они выносятся за пределы корпуса в чашках большего диаметра, и можно установить более широкую ось. По сравнению с классической квадратной осью диаметром 17 мм, полая ось 24 мм является более прочной и легкой. Существуют и шатуны на оси 30 мм, как, например, у White Industries. Shimano популяризировали этот стандарт благодаря каретке Hollowtech II и трансмиссии группы XTR M960, выпущенной в 2003 году. Даже сейчас этот стандарт является эталоном, и такие компании как Santa Cruz продолжают продвигать его, несмотря на обилие других вариантов.


«Резьбовые каретки совместимы с самым большим количеством систем шатунов. В то время как каретки типа Press Fit со временем могут начинать скрипеть, то резьбовой узел обеспечивает более жесткое соединение. К тому же срок службы кареток Press Fit значительно ниже, так как ее можно переустанавливать значительно меньшее количество раз. Не все наши велосипеды снабжены ISCG креплениями успокоителя цепи. Несмотря на то, что многие уже перестали его использовать, с такой кареткой они смогут это сделать без проблем»

Менеджер по маркетингу Santa Cruz Уилл Оккелтон 


  • Плюсы: простое обслуживание дома, огромный выбор от разных производителей 

  • Минусы: большой вес в сравнении с Press Fit каретками, тонкие стенки корпуса каретки 

  • Совместимость: на оси шатунов 24 мм - Shimano Hollowtech II, SRAM/Truvativ GXP, Campagnolo Ultra-Torque, FSA MegaExo, Race Face X-Type, каретки под квадрат, ISIS, BB386 EVO.

Есть и другие стандарты резьбовой каретки. Исключая относительно новый стандарт T47, вы скорее всего можете столкнутся с итальянской резьбовой кареткой и английской BSA, но об этом в другой раз.


BB90/BB95



Стандарт BB90 был представлен Trek в 2007 году на новом Madona. Чуть позже появился адоптированный под MTB стандарт BB95.

Вместо того, чтобы ввинчивать чашки с подшипниками, Trek просто поместили подшипники в раму. Посадочные места для подшипников вытачивались в карбоновой раме, чтобы сэкономить вес. Менялась только ширина – 90 мм для шоссейного велосипеда, и 95 мм для горного велосипеда.  


«Во-первых, наиболее значительным преимуществом является жесткость узла. А во-вторых, BB90/95 предлагает более простую конструкцию, избавившись от алюминиевых чашек, что упрощает процедуру установки»

Джон Райли, менеджер по продуктам Trek


Несмотря на отсутствие чашек BB90/95 практически ничем не отличается от обычной резьбовой каретки. Используется те же самые подшипники, так что проблем с совместимостью систем шатунов нет. Однако поставить успокоитель цепи уже не выйдет, так как посадочного места для него попросту нет.

  • Плюсы: значительно легче других кареток, но при этом сохраняет диапазон совместимости с системами шатунов.

  • Минусы: нельзя использовать успокоители цепи, несмотря на широкий кареточный узел, диаметр подшипника все еще мал, требуется отдельный инструмент для извлечения и установи подшипников в раму.

  • Совместимость: системы шатунов на оси 24 мм, есть конвертер для GXP


PF 86/92



Этот стандарт, используемый Scott, Giant, Pivot и еще многими компаниями, очень похож на BB90/95 от Trek. Подшипники в нем идентичны подшипникам обычных резьбовых кареток, только в отличие от них и от BB90/95 они устанавливаются в специальные чашки, которые потом устанавливаются в раму, посредством запрессовывания. По сравнению с другими системами наряду с BB90/95 PF86/92 обладает теми же преимуществами – более легкий вес, широкий кареточный узел, не влияющий на размер систем шатунов.

По сравнению с BB90/95 PF86/92 более вариативен в допусках параметров рам при производстве, поэтому его легче адоптировать к рамам из сплавов (не только карбон).  


«Благодаря PF 86/92 мы повысили жесткость педалирования на 10 %, на некоторых наших рамах. По сравнению с другими стандартами PF86/92 меньше подвержен допускам и принимает +/- 0,5 мм расхождения ширины»

Эдриан Монтгомери, директор по маркетингу и PR Scott USA


  • Плюсы: те же самые, что и BB90/95 

  • Минусы: те же самые, что и у BB90/95

  • Совместимость: системы шатунов на оси 24 мм, BB386 EVO


BB30



Многие компании, такие как Gary Fisher, Klein, Marin, работали над созданием альтернативных резьбовому стандарту кареток. Но после того как в 2006 году Cannondale выпустили открытый стандарт BB30, все как-то угасло.

Подшипники устанавливаются в специально профрезерованные посадочные места в раме, так же, как и в BB90/95, но добавляются небольшие опорные кольца C-Rings. Но здесь уже диаметр посадочного места и оси шатунов увеличивается, а ширина узла остается прежней. Ключевым преимуществом является более легкий вес, из-за большой оси шатунов 30 мм. И так как ширина узла остается 68 мм, то системы шатунов могут изготавливаться c большой вариативностью стоек велосипедиста (Q-фактор).


«Идея была в том, что раз на своем производстве мы можем изготавливать и рамы, и компоненты, мы может сделать что-то уникальное. Стандарт BB30 использует более широкие и жесткие оси, благодаря небольшому корпусу соединение более стабильное, и все это при сохранении небольшого веса безрезьбового стандарта»

Вице-президент Cannondale Крис Пек


Благодаря широкой оси создается более жесткое соединение и сопротивление скручиванию. Ведь в 70% случаев проблемы таких систем связаны именно с этим, так как большая часть нагрузки на каретку приходит под углом при педалировании. Однако стандарт требует более жестких допусков в изготовлении, поэтому весьма недешев в производстве. Плюс ко всему Felt используют в рамах под BB30 специальный карбоновый вкладыш. Cannondale с недавних пор поступает так же, изготавливая его отдельно в специальных формах.

  • Плюсы: легкий вес, жесткая конструкция, более устойчив к скручиванию, вариативность Q-фактора, возможность установки в алюминиевую раму 

  • Минусы: все еще 68 мм в ширину, соединение металл-металл приводит к скрипу, требуется специальный инструмент для установки, строгие допуски делают стандарт крайне дорогим в производстве. 

  • Совместимость: BB30, BB386 EVO, системы с осями под внешние чашки 24 мм, Specialized OSBB, BBright.


BB30A и BB30-83 Ai


Относительно недавно Cannondale выпустили обновленный стандарты BB30A и BB30-83 Ai. BB30A это ассиметричный стандарт, в котором добавляется 5 мм ширины не со стороны звезд. По словам Cannondale это позволяет усилить узел, добавить более широкие подшипники, увеличив их срок службы. Другие критические размеры, такие как толщина подшипников, и их диаметр не меняются. Так же остается вариативность Q-фактора. Однако могут возникнуть проблемы с совместимостью. Совместимые с BB30 системы от Cannondale и SRAM, которые имеют проставки не на стороне звезд будут работать идеально, потому что все что нужно сделать – это удалить проставки. А вот совместимые с BB30 системы от Specialized и FSA, не имеющие таких проставок, вы не сможете установить. Но к счастью более новые системы снабжены удлиненной осью, так что с ними проблем не возникнет.

Что касается BB30-83 Ai, то впервые его использовали на модели велосипеда Cannondale SuperX. Этот стандарт раздувается в ширину до 83 мм, что позволяет использовать более широкие покрышки и, предположительно, увеличить жесткость.

  • Плюсы: те же самые, что и у BB30 

  • Минусы: те же самые, что и у BB30, плюс проблемы с совместимостью. 

  • Совместимость: BB30 (некоторые), BB386 EVO, системы с осями под внешние чашки 24 мм, BBright.


PF30 и OSBB



Переосмыслив жесткие допуски в производстве BB30 SRAM выпустили в 2009 году PF30. Как и в случае с PF86/92, стандарт аналогичен BB30, но использует посадочные чашки под подшипники. Наличие этих чашек позволяет снизить жесткость допусков в производстве рам. Неудивительно, что в момент появления PF30 получили такое широкое распространение в отрасли, так как небольшие компании не могут позволить себе высокий уровень брака.

В то время как допуски подшипников в BB30 составляют 41,96 ± 0,025 / -0 мм (это значит, что диаметр отверстия может быть немного увеличен), на PF30 эти допуски составляют 46,00 + 0 / -0,05 мм – ровно в половину. Specialized's OSBB практически идентична BB/PF30, но с некоторыми ключевыми отличиями.


«Стандарт 30 мм является прекрасным решением для тонкостенных алюминиевых осей. Узкие подшипники отлично работают с нашими карбоновыми шатунами, конструкция которых обязывает закрепления внутри оси. OSBB обладает всеми теми же преимуществами PF30, но только допуски более жесткие, что сделано для систем Clip-to-Clip с составной осью. Шатуны обоих систем кареток совместимы друг с другом»

Директор по передовым исследованиям Specialized Крис Д'Алуизио


  • Плюсы: такие же как у BB30, но с более дешевым производством, и возможностью установки дополнительных уплотнений подшипника. 

  • Минусы: стандарт ширины и необходимость специального инструмента для установки и обслуживания. 

  • Совместимость: BB30, BB386 EVO, системы с осями под внешние чашки 24 мм, Specialized OSBB, BBright.


BBRight



До сих пор речь шла о симметричных каретках, но в 2010 году Cervelo решили сделать ход конем, с внедрением BBRight.

BBRight использует те же тонкостенные оси 30 мм, что и BB/PF30 и те же посадочные места под подшипники. Однако правый подшипник выдвигается из корпуса на 11 мм. Так же, как и в обычных резьбовых каретках, BB90 и PF86. Это делает его чем-то вроде гибрида этих стандартов.


«Благодаря разнице в размере подшипников в 11 мм инженерам стало необходимо усилить жесткость рамы в кареточном узле. Но благодаря возросшей инерции мы получили очень жесткое педалирование. Но так как изменилась конструкция каретки, а не кареточного узла (добавились лишь небольшие карбоновые вставки), то вес рамы сильно не изменился. Так как длина оси фактически осталась неизменной, левый подшипник так же остался на своем месте. В итоге Q-фактор будет тот же»

Гоночный инженер Cervelo Дамон Ринар, о преимуществах BBRight 


Несмотря на то, что Cervelo представили BBRight как открытый стандарт, другие производители пока не стремятся внедрять его в производство.

  • Плюсы: теоретически более жесткая конструкция, чем у BB/PF30 без ущерба другим атрибутам, более дешевая в изготовлении чем BB30 и резьбовые. 

  • Минусы: сомнительная долговечность, необходимость специального инструмента для установки и обслуживания. 

  • Совместимость: BBright, BB386 EVO, системы с осями под внешние чашки 24 мм.


BB386EVO



Появившись в 2011 году, новый стандарт довел до крайности размер оси. Подшипники имеют одинаковый номинальный интервал по ширине, как обычные резьбовые, BB90/95 и PF86/92 стандарты, но ось шатунов используется большего диаметра.

Теоретически, если жесткость связана с поперечным сечением узла, то увеличение диаметра оси и размера кареточного узла должны дать более широкие возможности. К тому же он использует те же подшипники и чашки, что и PF30, а значит технология производства и необходимость специальных инструментов для установки остаются неизменными.


«Система BB386EVO совместимы практически со всеми стандартами кареточных узлов - BSA, BB30, PF30, BB86. Мы должны добиться максимальной совместимости со всеми имеющимися стандартами и сейчас работаем над адаптерами для систем Compagnolo и SRAM на оси 24 мм»

Джейсон Майлз, FSA 


  • Плюсы: теоретически жестче в плане увеличения кареточного узла, дешевле в производстве, хорошая совместимость. 

  • Минусы: шатуны более прямые из-за чего жесткость и пяточный зазор меньше, как в BB30, требуется специальный инструмент для установки и обслуживания. .

  • Совместимость: BB30 (зависит от размера оси), BB386 EVO, системы с осями под внешние чашки 24 мм, Specialized OSBB, BBright.


  • T47


     


    Разработанный совместно Chris King и Argonaut Cycles, и представленный в 2015 году, T47 является последним на сегодняшний день новаторством, намереваясь стать новым стандартом.

    В каретке T47, называемой еще Threaded Fit 30i, используется тот же внутренний посадочный диаметр 46 мм, что и в PF30, только в отличии от нее чашки не запрессовываются, а вкручиваются. В первую очередь T47 обещает решить проблему скрипа, характерную для массивных безрезьбовых кареток, не жертвуя при этом преимуществами большого размера.

    Как бы то ни было этот стандарт может стать прекрасным решением для небольших компаний, так как для карбоновых рам резьбовая конструкция неприемлема.

    • Плюсы: открытый резьбовой стандарт, совместимый с ключом для установки, отсутствие скрипа по сравнению с PF30. 

    • Минусы: новые технологии производства.

    • Совместимость: все (в зависимости от размера оси).


    Почему так много стандартов?

    Никто и не говорит, что резьбовые каретки смертельно опасны. Они по-прежнему остаются самыми распространенными. А каждый новый стандарт не претендует на единственно правильный. Ведь все компании стремятся к одним и тем же целям – снижение веса, повышение жесткости и удешевление производства – но разными путями.

    Резьбовые каретки имеют мало ограничений, легко чистятся и стоят сравнительно не дорого. Но стандартами управляют крупные компании и появление одного нового, решающего некоторые проблемы, может породить и другие проблемы. Однако крупным компаниям необходимо оставаться на передовой, поэтому это борьба между ними. Для продавцов и конечных покупателей это сущая морока, потому что не успевают они привыкнуть к одному стандарту, как появляется новый.

    В любом случае, все что установлено правильно и корректно, будет работать исправно.



    По материалам сайта BikeRadar 


     

23.09.2017