Уход за велосипедом - чистка и смазка

Погода шепчет. В Петербурге погода шепчет всегда, причем шепчет так, что не угадаешь что надеть, идя на работу – всегда надо иметь с собой фуфайку, футболку, шубу, палатку и набор для костра. Ливни сменяются жуткой духотой и засухой, а снег в июле в Северной Столице вряд ли кого-то удивит. А как же велосипед? Сейчас каждый второй житель большого города имеет в своем распоряжении как минимум один велосипед. Но вот ухаживают за своим железным конем далеко не все. Правильный и своевременный уход – залог длительного срока службы. По общепринятым нормам чистка и пересмазка велосипеда (в первую очередь открытых узлов) должна происходить раз в 150 км пробега. Но это прямо идеальный вариант для сухой теплой погоды. На самом деле условия эксплуатации меняются, так же, как и ландшафты по пути следования. Исходя из этого – велосипед надо чистить тогда, когда это необходимо. Итак, с чего же начать.


Чистка велосипеда


Велосипед не боится воды, но боится автомоек


Дело в том, что на автомойках самообслуживания стоят насосы с довольно высоким давлением, которые загоняют воду туда, куда она в обычных условиях редко попадет – например в подшипники и соединительные узлы. Тем более если использовать моющее средство (а этого делать не надо ни в коем случае), оно попадет в такой закрытый узел, что в конечном итоге приведет к коррозии. Конечно если вы все же попали под селевой поток, то конечно можно смыть куски скальных пород, чтоб они не препятствовали движению, но потом обязательно разберите все узлы и смажьте их.


Нужны специальные моющие средства, автохимия и т.п.


А вот и нет. Существует огромное количество моющих средств специально для велосипеда, которые бережно относятся к материалам и препятствуют коррозии. Оно конечно да, но с регулярной помывкой проще купить себе автомойку, так как всякие там шампуни и щеточки стоят не очень дешево. Маркетинг, господа. Керосин, вода, средство для мытья посуды и прочие бытовые мелочи вполне справятся с задачей. А вот как раз автохимия довольно агрессивная штука и может только навредить, так как на велосипеде помимо металла есть еще огромное количество резиновых, пластиковых и прочих высокотехнологичных элементов, которые могут пострадать.


Пшикнул WD-40, протер тряпочкой и хорошо


Ни в коем случае! WD-40 это вообще не смазка и, уж тем более, не чистящее средство. Это водоотталкивающий состав, изначально разработанный для обработки фюзеляжей самолетов. Плюс ко всему состав гироскопичен, то бишь он впитывает влагу из воздуха. После того как вы смажете что-нибудь этим чудо-составом, через неделю другую это что-нибудь скорее всего выкинете. Плюс ко всему WD-40 чертовски плохо вымывается.


А так в целом ничего сложного. Можно чистить велосипед не разбирая, а можно разобрать, помыть, пересмазать и снова в путь. В первую очередь важно помыть все открытые узлы – цепь, система ведущих звезд, переключатели скоростей, кассеты и звезды.


Чистка цепи и трансмиссии


Старый добрый керосин всегда был помощником любителей велосипедов. Снимаете цепь, макаете в керосин, она там лежит минут 15-20, потом достаете и моете с помощью воды и средства для мытья посуды, посушили – все, готово.
 

Если снимать не хотите, то идете в веломагазин и покупаете машинку для чистки цепи. Это такая закрытая приспособа с щеточками на роликах, которые чистят цепь в трех плоскостях. Попутно не поленитесь зайти в любой магазин автозапчастей и купите пенный очиститель двигателя. Субъективно, но вещь прекрасная. Берете ваш велосипед, заливаете кассету, цепь, и систему вот этим очистителем ровным слоем и, ждете пока состав не растворит старую смазку и дорожную пыль в ней. Вы поймете, когда под велосипедом образуется черная лужа от стекшего состава. Затем определяете цепь в машинку для чистки делаете десяток другой оборотов. В машинке разумеется уже залита вода с растворенным средством для мытья посуды. Попутно можете попереключать скорости – это надо, чтоб немного пройтись по разным звездам, помыв их попутно. Потом меняете воду с моющим средством на чистую проточную и еще разок проходите процедуру помывки цепи через машинку. Все готово. Дайте высохнуть и не забудьте смазать перед поездкой. Ролики переключателя конечно уже тоже помылись.

Только имейте ввиду, что на синглспидах, где цепь натянута, при помощи большинства машинок цепь помыть не удастся.

Все остальные узлы и участки – щетка, тряпка и вода с моющим средством. По мере возникновения хрустов и проблем с ездой обращайте внимание так же на узел каретки, рубашки тросиков, тормозные колодки и амортизационную вилку (если таковая имеется). Если каретка скрипит и стучит при нажатии на педали – пора пересмазать и протянуть систему. Если переключение скоростей происходит не четко, а тросики «залипают» в рубашках – пора помыть и смазать (это тоже необходимо) рубашки тросиков внутри.
Тормоза тоже скрипят (дисковые в частности) не сами по себе. Выход – колодки и роторы пора мыть. А вот это надо делать часто.
Если амортизационная вилка работает прерывисто и не четко, то нужна полная переборка вилки. Чтобы этого не было перед каждой поездкой обрабатывайте ноги вилки силиконовой смазкой. Это необходимо в первую очередь для того, чтобы резиновые сальники вилки не «задубели». Если покрытие ног будет повреждено, то вилка уже никогда не будет плавно работать. А в конце поездки вытирайте смазку со скопившейся на ней пылью.


Смазка велосипеда

Велосипед - это конечно не автомобиль и не мотоцикл, но это не значит, что относиться к нему надо менее трепетно. Смазка велосипеда – один из важнейших моментов в эксплуатации. Один важный момент – смазывать надо только после удаления старой выработанной смазки. Старая смазка удаляется как бензином, керосином и прочими бытовыми растворителями, так и различными автомобильными чистящими средствами.

Что касается смазок в принципе. Есть жидкие и густые смазки. Густые консистентные смазки более липкие и жирные, а значит сложнее вымываются водой. У них выше температура каплепадения, поэтому при высоких температурах при сильном трении они сохраняют свои физические свойства куда лучше, нежели жидкие. Область применения таких смазок – закрытые узлы качения, такие как подшипники и посадочные места под них, оси втулок и кареточные узлы. Так же их применяют при обработке резьбовых соединений, для предотвращения коррозии внутри таковых.

Область применения жидких смазок – открытые узлы. В данном случае речь идет о цепи, кассете, звездах, рубашках тросика, открытых частях амортизатора и т.п. Жидкие смазки вымываются быстрее и менее липкие, и жирные, а значит пыль на них будет меньше налипать нежели на густые. А вообще для цепи лучше использовать специальную смазку, предназначенную для смазки цепи. Как правило, такие смазки в составе имеют тефлон, которые тонкой пленкой ложится на поверхность, значительно снижая коэффициент трения, а также могут обладать антистатическим эффектом, что опять же будет препятствовать налипанию грязи и пыли на смазанную поверхность. Универсальные смазки подойдут как для смазки цепи, так и для обработки других открытых узлов.

Для открытых частей амортизаторов и амортизационных вилок лучше всего подойдут силиконовые смазки. Дело в том, что силиконовые смазки оберегают в первую очередь резиновые сальники-пыльники амортизатора, что увеличивает срок их эксплуатации.


Теперь несколько примеров смазок.

Масла и смазки Liqui Moly аж с конца 50-х гг выпускают качественную продукцию на весь мир, где помимо автомобильных масел и смазок есть и велосипедные в том числе.


Смазки компании Weldtite TF2 - cпециализированные смазки и составы по уходу за велосипедом. Есть все – от шампуня до вилочного масла.



P.S.: Если велосипед ваш простоял в сарае на даче добрый десяток лет, то скорее всего, ему нужно полное ТО. А вот тут на помощь приходят сотрудники Спартании. Приходите – переберем, и все будет как новое! 


03.08.2017